Перейти на главную страницуE-mailУстановить в качестве домашней страницы
КАК ПОЗВОНИТЬ В СЛУЖБУ 08: из Великого Новгорода – 08, с мобильного телефона – 777-888; из области – (8162) 777-888
img  img  img  img  img  img  img  img
Поиск по ключевым словам
Поиск товаров и услуг
Товар, Услуга
Пример: автоэмаль


Фирма, Телефон, Адрес, Деятельность
Пример: Евросеть


Город
Со скидкой  
Фотография  
Производитель


Анкета

Где Вы обычно ищете информацию о товарах, услугах, фирмах?*

В каком виде Вам удобнее получать информацию о товарах, услугах, фирмах?*

Что больше влияет на Ваше решение о покупке товаров, услуг?*

Что больше поможет Вам определиться с выбором фирмы-продавца?*

О критике в воспитании ребенка

Кризисный центр>О критике в воспитании ребенка

О критике в воспитании ребенка

Как часто критикуют своих детей? Задумавшись, многие скажут: «Честно говоря, каждый день». Действительно, разве можно представить воспитание ребенка без критики. Но давайте постараемся разобраться, что же такое критика. Под этим словом подразумевается суждение и оценка определенных явлений или поступков конкретного человека. Человек часто критикует других людей, но мало кто умеет адекватно воспринимать критику в свой адрес. В воспитании детей критика была, есть и будет. Так в чем же заключается роль критики?
Получение новых знаний и опыта (пусть даже он основан на ошибках);
Анализ поведения ребенка и его поступков;
Разбор ошибок и поиск путей их решения;
Выработка стратегии поведения на будущее («В следующий раз сделай так…»);
Учит ребенка быть гибким, правильно реагировать на замечания;
Учит ребенка доводить до конца начатое.
Но критика может быть как конструктивная (направленная на развитие), так и деструктивная (направленная на разрушение).
Вот несколько примеров той и иной критики:
- Отец приходит с работы и видит, что 10-летний сын клеит модель корабля с ошибкой. Отец раздражен, так как они договаривались клеить вместе. Он говорит сыну: «Ну вот, ты все испортил! Эту деталь уже не переклеишь на нужное место. Толку тебе что-то покупать, все деньги на ветер». Сын бросает модель и замыкается в себе (деструктивная критика)
- Отец: «Я рад, что ты стараешься действовать самостоятельно. Ну-ка давай посмотрим…Вот эта деталь, кажется не на своем месте, посмотри внимательно сам. Пока я ужинаю найди два способа, как это можно исправить» (или «сейчас я поужинаю, и мы вместе подумаем как это исправить») (конструктивная критика)
- Мать видит, как 15-летняя дочь «корпит» над подготовкой к экзаменам и хочет ей помочь. «Ты неправильно распределяешь нагрузку. Тебе надо каждые 10 минут делать перерыв». Внезапно дочь взрывается: «Мне не нужны твои советы. Оставь меня в покое» (деструктивная критика)
- Мать: «Какая ты у меня труженица. Я немного беспокоюсь о том, что ты устаешь. Когда я в твоем возрасте готовилась к экзаменам, я давала себе отдых каждые 10 минут. Не знаю, подойдет ли тебе мой способ. Ты можешь придумать свой способ, чтобы беречь силы» (конструктивная критика)
Есть еще нюансы, как сделать так, чтобы сказанное родителями воспринималось как добрый совет, а не как замечание. Нужно стараться сохранять ровный и спокойный тон разговора, не стоит повышать голос без явной на то необходимости. Желательно смотреть ребенку в глаза при разговоре, по возможности бережно касаться его (за руку, за спину, ласково потрепать за волосы). Необходимо с уважением разговаривать с ребенком, унижение недопустимо. Лучше обходиться вообще без критики там, где это возможно (особенно если дело касается чьих-либо вкусов и пристрастий). При удобном случае, использовать самокритику. Это поможет ребенку понять, что родители тоже ошибаются, и это нормально. Важно с достоинством принимать критику в свой адрес, если она исходит от ребенка. Дети - самые искренние люди, к ним действительно нужно прислушиваться.
Как же вести себя родителям, чтобы критика не стала камнем преткновения в отношениях с ребенком?   Для этого нужно знать о методах воздействия на детей и какую реакцию они вызывают.
Обвинение - желание защищаться.
Угрозы - вызывают агрессию.
Приказ - внутреннее сопротивление.
Риторический вопрос (почему, зачем) - ставит в тупик, вызывает чувство вины, заставляют чувствовать себя глупым.
Вызов чувства вины - вызывает чувство вины, а не желание ее исправить.
Ярлыки и пророчества - откладываются в подсознании, чтобы позже во взрослой жизни оказывать влияние на поступки.
Сравнение с другими людьми – вызывает комплекс неполноценности и ревность.

Как мы видим, перечисленные методы не побуждают к выполнению просьбы или исправить ошибку, а  если ребенок и делает что-то, то мотивом является другое - желание избавиться от неприятного чувства вины, гнева, обиды, страха и т.д. А значит эти методы хоть и работают, но малоэффективны.
Чтобы побудить ребенка выполнить просьбу, не вызывая негативных эмоций можно описать ситуацию, тем самым вызвав желание отреагировать на нее.

Например:
- Освободи телефон! Уже час разговариваешь (приказ и обвинение)
- Мне надо позвонить (описание ситуации)

- Ты залил всю ванную! Хочешь залить и соседей? (обвинение и риторический вопрос)
- В ванной на полу вода (описание ситуации)

- Взвалил все на меня, даже картошку не догадался почистить! Когда окажешься в моей шкуре, вот тогда заплачешь! (вызов чувства вины и пророчество)
- Ужин будет готов быстрее, если почистить картошку (описание ситуации)

- Если не уберешь игрушки, не пойдем гулять! (угроза)
- Игрушки не лежат на своих местах (описание ситуации)

- Не перебивай меня (приказ)
- Мне неприятно, когда меня перебивают (описание ситуации)

- Машенька уже давно оделась, а ты все копаешься (сравнение с другими людьми)
- Я вижу, куртка уже висит на вешалке, а сапоги стоят в углу (описание ситуации)

- Ты опять поздно пришла домой! Вот будешь матерью, узнаешь, какого это переживать за своих детей! (обвинение и пророчество)
- Я очень переживала, пока тебя не было. Мне это неприятно (описание ситуации, описание своих чувств).
Нам надо учиться контролировать себя во время разговора. Услышав замечание в свой адрес, не нужно скорее «давать сдачу». Стоит взять паузу и подумать, стоит ли произносить те или иные слова.    Изначально человек в 95% случаев поступает подсознательно, и лишь потом его мозг генерирует логическое объяснение поступку. Задавая риторические вопросы и «вешая ярлыки» помните про 95% процентов.  
Имея теперь информацию о том, как использовать критику в воспитании ребёнка, Вам всё равно может потребоваться помощь психолога. Вам может потребоваться поддержка, возможность выговориться и объективный взгляд со стороны.
И в этом случае Вы можете обратиться в службу экстренной психологической помощи Единого общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122, созданного для детей, подростков и их родителей.

Звоните: 8-800-2000-122
бесплатно, анонимно и круглосуточно

Смирнов Игорь Владимирович,
психолог ОАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района»


Поиск товаров и услуг, предприятий, магазинов Великого Новгорода.
Справочник, каталог компаний, организаций, фирм, товаров и услуг.

Телефоны организаций Великого Новгорода.
 

 
 








GISMETEO: Погода по г.Новгород Великий